Реализация ФГТ в ДОУ
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Педагоги нашего детского сада работают по образовательной программе Муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с № 31 компенсирующего вида, составленной с учетом следующих изменений:
- введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.);
- совершенствование структуры дошкольного образования на основе интеграции различных образовательных областей.
При составлении Программы ДОУ авторы пользовались:
- материалами интернет – семинара «Формирование структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом новых Федеральных государственных требований» на базе информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»;
- основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2010.-304с.);
- Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной (2-е издание — М., Просвещение, 2009).
Основным приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения является осуществление работы по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Преодоление речевого нарушения достигается посредством логопедических занятий с целью развития языковой системы, учета общих и специфических особенностей психического развития детей, внедрения форм организации ранней коррекции отклонений в речевом развитии, взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы: обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, осуществление личностно-дифференцированного подхода к коррекции и развитию речи детей, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Непосредственно образовательная деятельность
Задачи:
- создание условий, способствующих охране жизни и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- формирование культуры, самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира, формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразных видов деятельности детей, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно — образовательного процесса;
- обеспечение вариативности использования образовательного материала, позволяющей развивать индивидуальные способности каждого ребёнка в соответствии с интересами и наклонностями;
- квалифицированно устранить речевые нарушения, предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных общим недоразвитием речи);
- ранняя диагностика и коррекция развития детей младшего возраста для предоставления равных стартовых возможностей;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста;
- взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В работе ДОУ взят курс на интеграцию индивидуально — ориентированных коррекционных мероприятий во все направления работы дошкольного образовательного учреждения («физическое развитие», «социально – личностное развитие», «познавательно – речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие»).
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и педагоги нашего детского сада имеют достаточный опыт по ее использовании.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
«Самостоятельная деятельность детей» -
одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» –
основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Совместная образовательная деятельность детей и их родителей
Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Коллектив МДОУ д/с № 31 компенсирующего вида старается следовать Федеральным государственным требованиям и обеспечивать каждому ребенку с речевыми нарушениями полноценное развитие в условиях эмоционального благополучия.
Л.Н. Молчанова, заведующий МДОУ
Ноябрь 2, 2012 Пятница at 3:11 пп