Использование информационных компьютерных технологий как одно из направлений современной практической логопедии
Компьютер – это резонатор того интеллекта,
с которым человек к нему обращается.
В.Г.Кротов
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию и коррекции нарушений речи детей имеет личность учителя-логопеда. Учитель — логопед – прежде всего человек грамотный.
А в современном обществе понятие “грамотного человека”, компетентного специалиста расширено по сравнению с аналогичным понятием, используемым в последней четверти XX-века.
Грамотный человек сегодня:
- владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);
- владеет одним-двумя иностранными языками;
- обладает компетентностью в области использования информационных компьютерных технологий;
- имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.
Современные информационные компьютерные технологии все больше и больше внедряются учителями – логопедами в практику, становятся необходимой частью логопедических занятий.
Педагоги должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа используется телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 мин.
Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей. Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований к использованию ИКТ:
- исследовательский характер;
- легкость для самостоятельных занятий ребенка;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- высокий технический уровень;
- соответствие возрасту;
- занимательность.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Учителю-логопеду важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Именно потому, что дошкольники не обладают необходимыми знаниями, соответственно не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают через и с помощью аудиовизуальных образов и ощущений.
Языком аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, можно донести до детского сознания большое количество информации, которая, в свою очередь, поможет в коррекции речевого недоразвития.
Применение в логопедической работе с дошкольниками информационных компьютерных технологий позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода, — любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
Система мультимедийных презентаций — одна из самых популярных в логопедической работе. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, может быть использована на любом этапе занятия.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Использование учителями – логопедами презентаций ведет к усовершенствованию восприятия необходимой информации ребенку с речевыми проблемами. Они не только помогают научиться говорить правильно, но и развивают важные психологические качества: внимательное восприятие, развитие самостоятельных суждений, критическую оценку, творческое самовыражение и воображение, интеллектуальный потенциал.
Происходит также формирование навыков учебной деятельности:
- умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
- умения слышать и следовать указаниям;
- умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам;
- умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
В качестве примера приведу авторскую дидактическую сказку «Королевство гласных звуков».
Это сказка с использованием компьютерных технологий. Цель её — в доступной и интересной сказочной форме познакомить детей дошкольного возраста с гласными звуками.
В мультимедийной презентации Microsoft Power Point используются авторские рисунки, выполнены средствами Microsoft Offise Word. Геометрические фигуры определенного цвета хорошо подходят для создания образов короля, королевы, принцессы, принца, филина и собаки. Каждому сказочному герою соответствует свой символ гласного звука.
Компьютерные технологии позволяют осуществлять прием одушевления абстрактных символов гласных звуков и создавать образ сказочного мира, в котором они живут. Все задания построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами. Это создает положительную мотивацию, так как ребенку интересно общаться с компьютерными героями.
Красочные рисунки, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают знакомство с гласными звуками интересным для детей.
Кроме того, при традиционной системе обучения ребенок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения, а во время компьютерной презентации у него появляется такая возможность. Это общение способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей.
Именно применение компьютерных технологий позволяет учителю – логопеду создать фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его.
Перевоплощаясь в сказочных героев, радуясь вместе с ними или преодолевая трудности и препятствия, дети с большим удовольствием выполняют логопедические задания, развивают и оттачивают свои способности творчески мыслить и сотрудничать. Это как раз те самые способности, которые больше всего нужны для достижения успеха и удовлетворения человеческих потребностей в XXI веке.
Литература
1. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
2. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. канд. пед. наук. — Барнаул, 2010.
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000
5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии Москва 2000г.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.:Владос, 1999.
Ольга Николаевна Меркулова, учитель – логопед
Декабрь 11, 2012 Вторник at 9:06 дп